Главное событие 2012 года — Евро — неумолимо приближается. Мы решили проверить, с какими проблемами уже прямо на границе нашей Родины могут столкнуться иностранные туристы, решившие посетить матчи чемпионата. Именно по границе и ее сотрудникам гости судят о стране, и пока первое впечатление не лучшее. Корреспонденты «Сегодня» смотались на машинах в Польшу и Россию и выяснили, сколько времени и нервов уходит на переезд.
ЖДАТЬ. Главная проблема: прохождение кордона до сих пор остается очень медленной процедурой. Простой у «ворот страны» может занимать от часа (это самый оптимистичный сценарий) до шести и больше, в зависимости от времени года, дня недели и скорости служителей границы. Причем отсутствие большой очереди вовсе не означает, что вы проедете быстро. Можно застрять на польской стороне, если попадешь на пересменку, или таможенники не в настроении и тщательно проверяют каждую машину.
Нам повезло — мы пересекли кордон в Шегинях всего за час 15 минут. У поляков проходим ту же процедуру, что у наших, — сбор паспортов и вопросы о сигаретах с алкоголем, плюс цель поездки (у нас не интересовались). Только лицо с паспортом сверяют дольше, чем наши, вглядываясь с подозрением, как в потенциального контрабандиста. Сам документ рассматривают долго и нудно, по несколько раз пролистывая те же страницы и пристально изучая все визы и штампики. Разве что на вкус паспорт не пробуют. От этой унизительной процедуры становится не по себе. Дальше строгая дама в форме требует открыть багажник — бегло его осматривает и отпускает.
«Очередь вырастает к концу недели. «Часы пик» — с четверга по субботу, тогда застреваешь не меньше чем на 2—3 часа, — рассказывает нам житель пограничья Степан Нечипорук, который часто ездит в Польшу. — Кроме челноков, за границу на выходные едут туристы, а иностранные путешественники возвращаются домой. Свободней всего — в ночь на воскресенье».
Огромные заторы на шесть и больше часов бывают в период летних отпусков, когда заробитчане массово едут на побывку в Украину и обратно, а также перед Рождеством и Пасхой, когда поляки и украинцы скупают на праздники продукты и товары, которые дешевле у соседей. «В дни больших пробок хвост автомобильной очереди тянется за ворота пропускного пункта. Когда едет много фур (они громоздкие, а пункт тесноватый), то легковушки оттесняются. На въезде все стоят вперемежку, это уже потом в разных рядах», — рассказывает сельский голова Шегини Степан Параска. Говорят, якобы за 150 грн. местные «проводники» везут в обход очереди до ворот (погранцы уверяют, что не знают о таком бизнесе). По словам Степана Параски, однажды его машину проверяли основательно примерно час, вплоть до просвечивания и раскручивания колес. Это называется «отправить на канал» или «поставить на якорь», то есть повторный осмотр. Хоть он ничего запретного не вез.
«МУРАХИ» И ЗАПРАВЩИКИ. На подъезде к пункту пропуска в Шегини бросаются в глаза вывески на польском языке, зазывающие в магазины на «закупы» дешевых для поляков сигарет и водки. «Челночный» бизнес процветает. Хотя лимиты существенно уменьшились, и теперь вместо блока можно везти только пачку курева, и наши, и поляки умудряются зарабатывать на табачной контрабанде. Как и раньше, папироски распихивают по тайникам в машине и обматывают их скотчем вокруг тела в туалете у пункта пропуска, — вход, кстати, стоит гривню. А после того как год назад жителям пограничных сел разрешили ездить в Польшу без виз (им достаточно показать спецудостоверение), они стали мотаться за границу по пару раз в день, как к куму в соседнее село. Там продают свой товар и затариваются продуктами питания, бэушной техникой и запчастями, которые у поляков дешевле. Поляки везут от нас те же водку-папиросы, конфеты и бензин, литр которого по ту сторону границы в переводе на наши деньги на пять гривен дороже (тех, кто постоянно гоняет к нам за горючкой, называют «заправщиками»). Именно машин с «мурахами», как еще называют челноков, на границе скапливается больше всего — из-за них частенько и вырастают очереди. Таможенники уже знают их «в лицо» и, бывает, подолгу «шмонают». А «нечелноки» сзади ждут.
ПОКА БЕЗ ЯЗЫКА И УЛЫБОК
Ни польские стражи границы, ни наши пока с языками не очень дружат — безапелляционно «мовят» с путешественниками на своем. Датчанин Оле Йенсен, работающий в Украине, периодически пересекает на машине границу с Польшей. Скандинавский «заробитчанин» жалуется, что каждый раз вынужден догадываться, о чем ему толкуют на границе. «Ни разу со мной не заговорили по-английски и ни разу не улыбнулись. Никто ничего не объясняет, ориентируешься по тому, что делают другие люди. Причем видят же, что я не понимаю ничего, и дальше упрямо продолжают говорить по-своему», — возмущается Йенсен. Не улыбаются не только наши, но и польские «контролеры».
Правда, к Евро-2012, как заверили нас в погранслужбе, их сотрудники выучат английский и проштудируют пособие «Культура пограничного контроля», в соответствие с которым погранцы обязаны быть более доброжелательными.
ДЫРЯВЫЕ ДОРОГИ ШТОПАЮТ
На сегодняшний день туристам треплет нервы разбитая дорога от Львова до польской границы. К Евро-2012 из основных трасс (на Краковец, Шегини и Рава-Русскую) обещают сделать конфетку. А пока каких-то 80 км приходится трястись по ухабам почти два часа! После починки можно будет домчаться минут за 45. Капремонт уже начали — на «пограничных» дорогах суетятся рабочие и техника. Уже сделали первый километр трассы Львов — Краковец, за которую не брались долгие годы.