С чего начинать ВЭД?
Внешнеэкономическая деятельность предприятия в Украине регулируется таможенным законодательством. ВЭД, в целом, это довольно специфичная сфера бизнеса, в которой нужно очень четко придерживаться множества законов и нормативных актов, о существовании которых неспециалист может просто не знать. Ну а незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности…
По этой причине, если Ваша фирма решила заняться экспортно-импортными операциями, у Вас есть интересная идея бизнеса, Вы определились с товаром, с Покупателем и Продавцом, и дело дошло до подписания контракта – Вам срочно нужен таможенный брокер (таможенный декларант грузов). Перед принятием любых решений, сначала найдите таможенного брокера и проконсультируйтесь с ним!
Параллельно собираете пакет документов (у каждой таможни могут быть небольшие различия), Ваш таможенный декларант делает учетную карточку, электронку и проводит аккредитацию предприятия в таможне (ВМО – отдел таможенного оформления) по месту регистрации Вашей фирмы.
Список документов для аккредитации предприятия в таможне:
№ п/п Наименование документа Оригинал Копия заверен. нотариусом Копии завер. печатью предприятия
1 Устав предприятия 1 1 1
2 Свидетельство о госрегистрации субъекта в исполнительном комитете 1 1 1
3 Справка органов статистики о внесении субъекта ВЭД в единый госреестр 1 1
4 Справки из банков о счетах (расчетный счет и валютный счет) 1 1
5 Приказ по предприятию о назначении ответственных лиц на работу с таможней с обязательным обозначением их ФИО и паспортных данных 1 1
6 Приказ о назначении директора 1 1
7 Образцы подписей ответственных лиц (директора, гл. бухгалтер, лицо, работающее с таможней) и образец печати 1 1
8 Ксерокопии паспорта директора, гл. бухгалтера, лиц, ответственных по работе с таможней 1 1
9 Св-во плательщика НДС (код ОКПО, юридич. адрес) 1 1 1
10 Справка о декларировании валютных ценностей, ежеквартально 1 1
11 Справка 4-ОПП 1 1
12 Договор аренды офиса или документы, подтверждающие право собственности на помещение 1 1
В таможенной учетной карточке предприятия указываются все основные данные по фирме:
- название предприятия;
- адрес, юридический и фактический;
- код ОКПО, ИНН;
- реквизиты налоговой инспекции;
- счета и банковские реквизиты;
- директор предприятия, бухгалтер и лица, уполномоченные по работе с таможней;
Советы декларанта:
сразу определитесь с валютными счетами (доллар, евро, рос. рубль), чтобы потом не вносить изменения в учетную карточку;
после изменения любых данных, указанных в учетной карточке, в 7-дневный срок, нужно проводить переаккредитацию (опять бежать к декларанту), если не хотите платить штраф;
юридический адрес фирмы и фактический должны совпадать (требование многих таможен);
учетная карточка – оригинал оставьте у себя, так с легкостью можно поменять таможенного декларанта, если он вам не понравился.
После того, как проведена аккредитация предприятия в таможне, и Вашей фирме присвоен регистрационный номер субъекта ВЭД, а электронная копия есть в базе таможни – можно заняться подписанием контрактов.
Внешнеэкономический контракт должен учитывать все требования таможни, поэтому перед подписанием контракта, чтобы избежать в будущем ненужных расходов, обязательно проконсультируйтесь по этому поводу у таможенного декларанта.