АККРЕДИТАЦИЯ
Для того чтобы осуществлять внешнеэкономические операции, связанные с перемещением товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу Украины, субъекту хозяйственной деятельности необходимо стать на учет в таможенных органах Украины (аккредитоваться). Постановка на учет завершается выдачей таможенным органом такому субъекту учетной карточки субъекта внешнеэкономической деятельности (такую карточку чаще называют карточкой аккредитации).
Отсутствие зарегистрированной в таможне учетной карточки субъекта ВЭД является основанием для отказа в приеме ГТД к оформлению. (см. ПКМУ от 01.02.2006 № 80 "О Перечне документов, необходимых для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины")
Аккредитация субъектов хозяйственной деятельности производится в таможне по месту государственной регистрации данных субъектов.
Приказом Гостаможкома Украины от 31.05.96 № 237 "Об утверждении Порядка ведения учета субъектов внешнеэкономической деятельности в таможенных органах" установлено, что для проведения аккредитации субъекту хозяйственной деятельности необходимо представить таможенному органу (грузовому, транзитно-грузовому отделу, таможенному посту) оригиналы и заверенные этим субъектом копии следующих документов:
1. Учредительных документов:
- решения владельца имущества или уполномоченного им органа о создании субъекта предпринимательской деятельности. Если владельцев или уполномоченных ими органов два и более, то таким решением является учредительный договор;
- устава предприятия (если в соответствии с законодательством это необходимо для создаваемой организационной формы субъекта предпринимательства).
2. Свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности; свидетельства о регистрации представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине.
3. Справки органов статистики о занесении субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины и присвоении кодов территории, формы собственности.
4. Справки уполномоченного банка о наличии гривневого расчетного и (или) валютного счетов, с указанием фамилии, имени, отчества главного бухгалтера предприятия, номеров телефонов.
5. Приказа предприятия о назначении работников, ответственных за работу с таможней, с указанием их фамилии, имен, отчеств, паспортных данных, образцов подписей, предоставлением образца печати, которая будет используется при оформлении документов в таможенных органах.
Необходимо отметить, что, кроме указанных в приказе документов, на практике подразделениями таможен требуются также такие документы, как свидетельство плательщика налога на добавленную стоимость, договор аренды помещения, копии паспортов руководителя, главного бухгалтера, лиц, уполномоченных на работу с таможней, а также папка типа "CORONA".
В случае изменения данных, указанных в учетной карточке, субъекту внешнеэкономической деятельности необходимо обратиться в таможенный орган с подтверждающими документами для внесения в данную карточку соответствующих изменений. Несвоевременное внесение изменений в учетную карточку может привести к отказу в таможенном оформлении товаров.